В окружении сосен стоит здание Центра развития творчества. Могучие деревья – ровесники краеведческого музея, в нем распложенного. Здесь тишина хранит историю, а экспонаты молчанием могут рассказать о себе красноречиво и убедительно каждой выбоиной, трещиной, сколом на стекле, пожелтевшей печатной страницей и орнаментом вышитого рушника.
Лишь только солнце взойдет, дав отмашку новому дню…
Павел Серебряков родился 30 мая в 1893 году в городе Кузнецке под Пензой. Окончил 4 класса церковно-приходской школы, а потом отец, профессиональный сапожник, научил его обувному ремеслу, и Павел стал помогать ему в работе.
В 1914 году призван в армию, был на фронте пехотинцем. Воевал в Финляндии в войсках береговой артиллерии. От Балтийского флота в 1918 году избран депутатом на съезд рабоче-крестьянских и солдатских депутатов.
Там, в революционном Петрограде, видел Ленина, который выступал с балкона Таврического дворца. Однажды видел Шаляпина, который подъехал к Мариинскому театру на тройке, перед ним постелили ковровую дорожку, по которой он пошел в здание театра. Был известный исполнитель в богатой шубе с бобровым воротником, бобровой шапке.
В 1918 году Павел демобилизовался из армии, вернулся домой в Кузнецк. Начиналась гражданская война, одна власть сменяла другую. В Поволжье пришёл Колчак. Началась мобилизация в колчаковскую армию. Младшего брата Павла — Георгия, которому было около 18 лет, призвали в армию Колчака. Чтобы спасти брата, Павел пошел на мобилизационный пункт и сказал: «3аберите меня вместо брата, я — стреляный солдат». Помогла профессия сапожника, его взяли в интендантские сапожные мастерские.
Но до Красноярска Павел не доехал. Колчак отступал, его войско было обречено на поражение, и когда его армия дошла до Новониколаевска, сапожники решили дезертировать.
Делегированный товарищами пошел в красные казармы, сказал: «Мы — сапожники, нам все равно, на кого обувь шить!» Пригнали из Коченево эшелон с кожевенным товаром и оборудованием, организовали сапожную мастерскую на 1200 человек, стали шить сапоги для Красной Армии. С одеждой было настолько плохо, что решать эту проблему пришлось через председателя ВЦИК, «всесоюзного старосту» Михаила Ивановича Калинина. Павлу Серебрякову посчастливилось с ним пообщаться. Проездом тот находился в Новониколаевске. Калинин разрешил выдать сапожникам ватники (брюки и телогрейки) и сшить самостоятельно по паре сапог. Еще был разговор о том, когда можно будет уехать из Сибири (шел 1919-1920 год), Калинин сказал — после окончания гражданской войны. Но судьба распорядилась так, что Новосибирск (Новониколаевск) станет для Павла родным на многие годы.
Продолжение читайте завтра.
Материал предоставлен Сыроквашиной (Серебряковой) Ириной Борисовной – внучкой Павла Петровича. Фото – из семейного архива.
Музей посетила Марина ПРОНИНА.
Администрация города Тогучина на основании Постановления № 185 от 3 апреля объявляет с 12 апреля…
По народному календарю 3 апреля – день Кирилла Катанского, а также день рождение сотового телефона…
По информации местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Тогучинского…
Климатическая труба позволяет воспроизводить условия обледенения и тестировать перспективные антиобледенительные системы. Заместитель Губернатора Ирина Мануйлова…
Общественная организация Тогучинского района Всероссийского общества инвалидов заняла первое место на межрайонном фестивале «Сквозь года…
Новосибирцы, следуя примеру своих земляков, продолжают заключать контракты на военную службу в Вооруженных Силах РФ.…