Актуально

Андрей Травников: Передовые инженерные школы подготовят для России специалистов-лидеров будущего

Кратко

Участники IX международного форума технологического развития «Технопром-2022» в рамках панельной сессии обсудили перспективы развития «Передовых инженерных школ» с руководителями таких школ, ведущих вузов страны и их индустриальными партнёрами. В обсуждении принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и […]

Участники IX международного форума технологического развития «Технопром-2022» в рамках панельной сессии обсудили перспективы развития «Передовых инженерных школ» с руководителями таких школ, ведущих вузов страны и их индустриальными партнёрами. В обсуждении принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и Губернатор Андрей Травников, модератором выступил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Источник: сайт Правительства НСО.

Дмитрий Чернышенко напомнил, что «Передовые инженерные школы» – это федеральный проект, созданный на основе одной из 42 стратегических инициатив, утверждённых Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. В конце июня завершился конкурсный отбор. Победителями стали 30 вузов из 15 регионов –  1 сентября в них по новым образовательным программам начнут обучение 200 будущих инженеров нового формата. Вице-премьер также добавил, что планируется провести вторую волну отбора передовых инженерных школ. 
«Статус передовой инженерной школы нужно будет постоянно отстаивать. Как и в случае с научно-образовательными центрами мирового уровня, мы будем проводить ротацию инженерных команд по результатам сквозного рейтинга. Это станет стимулом для участников работать более качественно. Мы видели, какой конкурс был среди вузов страны, и у нас длинная скамейка запасных. Деятельность передовой инженерной школы должна заканчиваться выпуском реального изделия, полезного для экономики. Студенты будут принимать участие в разработке продуктов для отечественных предприятий. Окончательные списки проектов формируются вузами совместно с технологическими партнёрами. Основной акцент, как мы видим, делается на выполнение поручений Президента по созданию собственных инновационных разработок для предприятий и достижение технологического суверенитета», – сказал Дмитрий Чернышенко.
В свою очередь, Валерий Фальков обратился к представителям вузов – победителей конкурсного отбора по созданию передовых инженерных школ. По его словам, университетам предстоит решить несколько задач: трансформировать систему подготовки современных инженерных кадров, проверить программу развития своей инженерной школы на соответствие названия и содержания, поставить перед собой чёткие задачи и сроки по их выполнению, а также сформировать сильные команды передовых инженерных школ и укреплять лидерство.  
«Ротация неизбежна, это нужно понимать и приложить все силы для продуктивной работы уже сейчас. Мы видим, что участие в проекте по передовым инженерным школам начало работать на имидж ваших вузов, знаем, как это ценят региональные власти. Сейчас вы находитесь на старте проекта, однако времени на раскачку нет, мы ждём от вас серьёзных результатов», – подчеркнул глава Минобрнауки. 
В рамках дискуссии Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков также обратили особое внимание на необходимость тиражирования и масштабирования лучших образовательных практик и форматов вузов по взаимодействию с индустриальными партнёрами на все университеты страны. 
Губернатор Андрей Травников напомнил, что в Новосибирской области накоплен серьёзный опыт подготовки исследователей практически со школьной скамьи, в первую очередь, при Новосибирском государственном университете. Без малого 60 лет физматшкола, ныне СУНЦ НГУ, готовит будущих учёных, руководителей, лидеров во всех отраслях науки и промышленности.
Но очевидно, что сейчас российской экономике нужны не только молодые исследователи и крепкие инженеры для решения текущих задач, но также инженеры-лидеры. Те, кто способен решать сложные технологические проблемы на основе достижений фундаментальной науки. Их задача – создавать не столько конкретные продукты, сколько технологические платформы для устранения системных разрывов индустрии, которые будут основой не одного, а целой линейки продуктов. Яркие примеры успешного создания таких платформ у наших инноваторов есть. В частности, создание технологии производства одностенных углеродных нанотрубок, из которой в Академгородке выросла компания OCSiAl, имеющая капитализацию более полутора миллиардов долларов. Но пока что это единичные примеры, и эта ниша практически не заполнена.
Готовить таких инженеров-лидеров будет новосибирская «Передовая инженерная школа» (ПИШ) при НГУ. «Для чего индустриальные партнёры так глубоко заходят в научно-исследовательские университеты, создавая в них свои научно-образовательные центры, какова их мотивация? Когда их спрашиваешь об этом, называют два аспекта: кадры и решение конкретных исследовательских или инженерных технологических задач. Логика индустриальных партнёров следующая: они «заходят» в университет, дают студентам конкретные задачи; если они смогут их решить – замечательно; если нет – партнёры получают почти готовых, абсолютно понятных специалистов, которых можно будет потом брать на работу. Таким образом, раньше взаимодействие индустриального партнёра с университетами в отношении конкретных прикладных задач было факультативным. В ПИШ должен быть более чёткий, формализованный акцент на результат. Если связка «партнёр-университет» обещает не просто построить школу для подготовки специалистов, но и попутно решить прикладную задачу – должны быть обозначены точные сроки, затраты, ожидаемый результат», – подчеркнул Андрей Травников. 
Ключевыми индустриальными партнёрами проекта уже сегодня являются «Газпромнефть-НТЦ», ОДК, «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва, Медико-биологический союз, Норильск-Телеком, Биолинк, НПФ СИАНТ.
Наиболее актуальны для ПИШ Академгородка такие направления, как аэрокосмическое приборостроение, биотехнологии, нефтегазовый сектор. По каждому из них выделены конкретные проекты. Спектр задач и партнёрств будет расширяться по мере отработки модели ПИШ и накопления компетенций.