Район

Кто такой шорник?

Кратко

«В молодости я изучал науку этого ремесла, не профессионально, просто у меня сосед был дедушка, который занимался этим всю жизнь. Дело было в Сузунском районе, шорника звали Андрей Николаевич Коркусенко. Мне было интересно. Вообще в школьные годы, задумываясь о будущем, […]

«В молодости я изучал науку этого ремесла, не профессионально, просто у меня сосед был дедушка, который занимался этим всю жизнь. Дело было в Сузунском районе, шорника звали Андрей Николаевич Коркусенко.

Мне было интересно. Вообще в школьные годы, задумываясь о будущем, не мечтал стать ветврачом. Хотел коней пасти. Почему-то вот такая была мечта: кто-то космонавтом, а я … Мне нравились кони, с пяти лет я постоянно с ними. Поэтому мальчишкой крутился около этого деда. Он меня к этому делу и приучал, — рассказывает начальник отдела государственной ветеринарной службы районов области Игорь Михайлович Сейдуров. — Мы с Андреем Николаевичем кошевки делали, санки красивые под лошадей. Не просто обычные, из труб. А из дерева гнули полозья. У меня лично была одна кошева, одна тачанка-одновозка, на которой я ездил, был ходок. Это площадка-телега, только с загнутыми краями на резиновом ходу. Колеса к ней переваривали. Параллельно учил дед и сбрую шить. В двадцать лет, уже после колледжа работал в родной деревне бригадиром животноводства. В колхозе выдадут узду. Заводское и есть заводское – штамповка. Она, во-первых, тонкая, одинарная. Чтобы крепче была, мы ее прошивали по кругу всю уздечку второй полосой сыромятины. Сейчас уже понятно — годы прошли, но если сяду, займусь, скорее всего, все вспомню. В колхозе выдавались гужи, из них переделывали и шлею. Сбруя же не всегда идет в полном комплекте. Ну, дали сиделку, хомут, а для лошади, чтобы ей легче было, нужна и подпруга. Тонкостей много. В целом упряжь разделялась на выездную (торжественную, праздничную, нарядную) и рабочую.
В любом случае, если ты ни разу не видел, как шорник работает, какие инструменты применяет, — не сделаешь сам. Это надо уметь, потому что работа данная – целая наука. Для изготовления упряжи применяется несколько видов шил. У моего соседа был весь инструмент, скорее всего, накопленный годами, и тот, что от отца, деда по наследству передался.
В магазине сейчас дуги продают. Я сам лично их никогда не покупал. Поедем с Андреем Николаевичем в лес, найдем красивую черемуху. Спилим. Вокруг специальной чурки, замочив в кипятке, постепенно обгибали, причем, ни за один раз. В итоге она «берет» определенную форму. Рубаночком обстругаем, чтоб ровненькая, красивая была, сделаем запилы под оглоблю. Также специальными инструментами. Для оглобли заготавливали «соковину» — тоненькую березу. Ветки срубали, ошкуряли, ставили сушить. Наждачкой до гладкости доводили. Иной раз смотрят, едет мужик на телеге. Непосвященному кажется, все в «тюнинге» повозки упряжи просто. Нет. Знающему же с первого взгляда все понятно станет: в каждом отдельном случае своя история.
Работа очень интересная, мне нравилось этим заниматься. Помню, выпросил у бабушки своей алюминиевый бак от стиральной машинки.
Бляхи из нее делал. Были специальные чурки — наковальни с углублениями, допустим, в форме круга, треугольника, звездочки. Алюминиевую пластинку на нее кладешь и с помощью специального зубила и обычного молотка выбиваешь форму.
Просверливаешь в ней дырочки, как на пуговицах, и такие бляхи прошивали по сбруе капроновыми нитками. Нитки в основном распускали из старых рваных ремней для комбайнов. В магазине таких ниток в продаже тогда не найти.
Плели бичи, чтобы коров пасти. Не просто, как многие умеют «квадратиком», как чертиков из капельниц, именно круглую оплетку, да еще по спирали закрученную. Всему меня дед — сосед научил. Самый длинный кнут, который делал, — восемь метров длиной.
В хозяйстве отработал десять лет, каждый день ездил на коне, у меня была необходимость применять навыки шорника: шить самому сбрую, перетягивать хомуты. Перебивать седелки и отделывать упряжь.
Когда увольнялся – раздарил все. Но один экземпляр сохранился. Много лет висит у родителей в кладовке. Память».

Марина Пронина. Фото автора.