Район

Мост в будущее

Кратко

Благодаря строительству железной дороги Тогучин из небольшой деревушки превратился в районный центр. Уже в 1935 году для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией был заложен мост через реку Иня, а как это было, мы вам расскажем. Соцгородок (советская […]

на деревянном мосту, 1962

Благодаря строительству железной дороги Тогучин из небольшой деревушки превратился в районный центр. Уже в 1935 году для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией был заложен мост через реку Иня, а как это было, мы вам расскажем.

Зима 1935 год. Начало строительства моста через реку Иня.
Строительство моста, 1935

Соцгородок (советская градостроительная концепция 1920—1930-х годов) находился напротив вокзала, однако их разделяла река Иня. Добраться на вокзал из городка было нелегко, нужно было идти до мостика, затем вдоль железнодорожной линии более километра до вокзала. Старый мостик был узким и непрочным, предназначался лишь для телеги. В это же время в район стали поступать новые автомашины и трактора. В общем и целом, требовался новый, капитальный мост, мост, который мог бы связать вокзал и райцентр.

И вот именно в этот момент происходит очень интересная история, которая, возможно, предопределила момент развития не только города, но и всего района.
В июне 1933 года в Тогучин должен был приехать первый секретарь Запсибкрайкома товарищ Эйхе. Его интересовал ход строительства районного городка, железной дороги. Он прибыл к месту на дрезине вместе с начальником строительства дороги Пепеляевым. На вокзале их встретил член президиума райисполкома Д.Е. Евтушенко. Оказавшись человеком очень смышленым, решил реализовать свою идею. Он спрятал коней за кустами у берега Ини, а для переправы была приготовлена лодка, однако находилась она пока на противоположном правом берегу, под присмотром перевозчика.
Вспоминает Евтушенко: «Встретил я Эйхе с Пепеляевым на вокзале, как полагается, и повел к берегу реки. Показываю на тот берег и говорю: «Видите, какой городок мы строим в начале бора». А он отвечает: «Мне не только видеть, но и побывать там нужно, Иню как преодолеваете?».
Отвечаю: «У нас два пути, по воде и суше. Километрах в трех находится мостик, правда, мосточек примитивный, если пожелаете ехать по суше, буду вызывать лошадей, а если водный путь устроит, тогда кликну перевозчика, он только ждет сигнала». Было решено перебираться вплавь, в лодку уселись Эйхе, его охранник, перевозчик и, конечно же, Евтушенко. На середине реки, как заранее договорились, Дмитрий Ефимович толкнул в бок перевозчика, тот сразу понял, что нужно делать, и толкнул веслом в водную глубь, лодка покачнулась, и вода плеснула через край, окатив сапоги секретаря райкома.
«Вот так и маемся, товарищ секретарь, мост нам нужен в этом месте, настоящий», — отметил Дмитрий Ефимович.
«Вижу, и без вашей хитрости вижу, что нужен, — ответил Эйхе. – Однако Запсибкрай это же целая страна, стройка идет огромная, для этого моста пока денег нет».

А мы денег не просим, — говорит Евтушенко. — Дайте нам лишь бумагу, постановление о том, что разрешается построить мост в Тогучине через р. Иня, будет такое решение, и деньги мы сами найдем.
И такое решение тогучинцы получили. С этим документом обошли все предприятия и организации, просили и требовали деньги на стройку моста. «Поступила директива, надо было ее выполнять, — вспоминал Дмитрий Ефимович. — Пришли сначала к строителям железной дороги, те деньгами помогли, сумели, как-то списать на различные нужды. Лесхоз неплохо помог, кто сколько мог, столько и давал, как умели, так и списывали отданные деньги».
Уже зимой 1933-34 года начали заготовку материалов. Лес возили из Коурака на лошадях. Специальным постановлением райисполкома колхозы обязывали выделить транспорт, лошадей и людей на стройку моста. Весной начали строительство. Однако деньги есть деньги, и если они частично ушли на стройку моста, то что-то другое осталось не сделанным, в районе многие предприятия не выполнили план, кому-то сделали выговор, а в «Советской Сибири» появилась статья «Тогучинский провал», где критиковалась «порочная» практика тогучинцев. Несмотря на это, стройка уже шла полным ходом, на следующий год объект вошел в областной план и были выделены необходимые деньги. Очень рисковали тогучинцы, делали доброе дело и не боялись ни критики, ни ответственности.
Конечно, необходимо назвать и некоторые имена тех людей, которые участвовали в строительстве, это Тихон Андронович Балаганский, был простым плотником, позже мастером и помощником прораба. Георгий Иосифович Семендилов был десятником и прорабом. От начала о до конца на строительстве моста работал известный в те времена плотник Яков Федорович Дворянидов. Конечно же, общее руководство по строительству моста и городка было за Дмитрием Ефимовичем Евтушенко. К сожалению, в архивных записях сохранились имена не всех участников этого грандиозного и долгожданного на тот момент строительства для наших земляков.
Строительство моста было завершено в ноябре 1935 года, колонна железнодорожников шла на праздник в центр города по новому мосту.
Несколько десятилетий верой и правдой деревянный мост служил жителям города, с каждым годом его работа становилась труднее, а нагрузка больше, поступали сложные, тяжелые и громоздкие машины, все они ехали по нему. Гусеничные трактора и комбайны, вся эта техника ломала настил моста, но он стоял, хотя и со скрипом. Людям было ясно, что если не выстроить новый мост, то этот долго не проживет. Позже тогучинцами был выстроен новый, железобетонный, мост, которому уже был не так страшны вес едущей по нему техники и лед, сходивший по реке.
Деревянный же мост отправили встречать пенсию в роли пешеходного моста. Но это уже совсем другая история.

Подготовил Данил МАЛЬЦЕВ при содействии методистов центра творчества В.Н. Кажаева и А.В. Креневой.